Товарищи! Этот текст является художественным произведением,
и никоим образом не проповедует сектанство и, вообще, является стёбом
на книгу “Сектоведение” Александра Дворкина. Просим не обижаться,
и воспринимать как шутку.|
Посвящается всем самоотверженным
сектоборцам всех времен и народов.
Мелнар.
Глаз Шишдули
Данный материал о новой тоталитарной секте "Глаз Шишдули"
подготовлен Алексеем Дверкиным для публикации в газете
«Истина и мир».
Тайное оккультное общество «Глаз Шишдули» удалось раскрыть совсем
недавно, буквально четыре месяца назад. Информация собиралась достаточно
долго: поиски велись и в сети интернет, и по сведениям, поступающих
от разных людей. Главным и окончательным фактом, поставившим все
точки над «и» оказались сведения, полученные от бывшего адепта секты,
рассказавшего то, что никак не удалось разузнать иными способами.
Сектанты утверждают, что корни их учения уходят к тайному учению
Елены Петровны Блаватской (как однажды явилось во сне одному из
членов секты – правильно надо говорить и писать не Блаватская, а
Бл`яватская. Так «энергия звука более гармонично распределяется
между гласных». Когда, перед своими медитациями сектанты призывают
помощь своих учителей, по залу раскатываются громкие общие возгласы:
«Бля-ват-ска-я! Бля-ват-ска-я!» ) (а также к Будде, Кришне и пр.
которые приняли информацию от владык шамбалы), которое передавалось
избранным по линии преемственности.
«То, что написано в Тайной Доктрине – молоко для непосвященных,
- заявляет лидер секты Владимир Светлов (настоящее имя – Мойша Грицко),
- только мы, подготовленные, знающие истинное учение, можем вкусить
твердую пищу истинного оккультизма» (там же, с 45).
Реально же зачатки этого учения зародились в селе Крязи.
Но вначале – несколько слов об основателе секты.
Мойша Грицко был рожден в 1964 году в селе Гнязи, но в двадцать
два года, после смерти родителей, получив наследство, пропивает
все, и переезжает к тете в село Крязи (вот так вот: из Гнязи в Крязи).
Его тетя была немного не в себе, и в истории ее болезни значится
диагноз «шизофрения». Именно тетя обучила Мойшу тому, что позднее
было названо им как «Новый Завет Астральной Кундалини Йоги Эры Водолея
Шестой Расы Действующих Тетанов Сознания Кришны-Владыки Кут-Хуми»
(сокращенно – НЗАКЙЭВШРДТСКВКХ, у нас далее – Н-Х). Два года спустя
Мойше надоело жить у сумасшедшей тети, и он решает ехать в Москву.
Поселившись у своего дяди, примерного рабочего завода АЗЛК, он устраивается
работать дворником. Помимо этого он пытается поступить в МГОПУ.
С первого же раза то ему удается, но он не проявляет усердия в учебе,
и четыре года подряд остается на первом курсе. На четвертом году
своего образования (1992) он знакомится с одним кришнаитом.
«Эта встреча изменила мою жизнь, - пишет он в своем дневнике, -
и повернула мое сознание к Космосу» (Там же, с 45).
Уж к космосу или нет, - доподлинно неизвестно, но мозги Мойше действительно
вкрутили. Три года пробыв у кришнаитов, усердно читая «Харе Кришна»
он познал, как писал позже, - «великую тайну мироздания: все религии
равны» (Там же, с 46), - заявил он. Да… Мысль эта была действительно
нова, если не считать то, что ее произносили еще за век до него
все, кому не попади. Но это было лишь начало. Осознав значимость
этой популярной мысли, будущий гуру решил узнать: что же создает
такую видимость «мнимого отличия религий». И изучение всего многообразия
религий мира он начал (не понятно почему) с сайентологии. Прочитав
«дианетику» Хаббарда он познакомился с сайентологами. Там его, как
и всех, пригласили пройти курс, чтоб избавиться от отрицательных
энграмм. Около полугода он копил деньги на этот курс, но денег все
равно не было, – когда накапливалось хоть сколько-нибудь денег,
они сразу пропадали (Мойша очень любил выпить). Так что из сайентологии,
кроме понятия об энграммах и того, что Хаббард черканул в дианетике,
Мойше ничего вынести не удалось. Но зато и сайентологии из него
не удалось вытянуть ни копейки.
Тогда, еще не порывая о МОСК-ом (Московское Общество Сознания Кришны),
наш герой стал потихоньку практиковать медитацию, а позже – занялся
и астральным карате. Именно тогда с ним случился первый психический
срыв: в милицию ночью поступил звонок от соседей, что в стену сильно
стучат и не дают уснуть. Милиция долго звонила в дверь, и только
тогда, когда было сказано «прекратите, иначе мы взломаем дверь»,
Мойша предстал с окровавленным лицом перед служителями порядка.
Как позже было выяснено – под впечатлением только что прочитанной
книги Ричарда Баха «Иллюзии» больной решил преодолеть пространственные
ограничения, пытаясь пройти сквозь стену. Это естественно, ведь
такая нагрузка – ежедневная кришнаитская практика, плюс кундалини
медитация, да еще и астральное карате, - слишком велика для неподготовленного
сознания бывшего жителя села Гнязи. Пролежав в Кащенко около месяца
и придя в себя, Грицко писал в своих дневниках: «Я решил начать
новую жизнь. Старая жизнь осталась за оградой дур дома, а будущее
виделось мне как яркий блик Солнца в эфирной проекции». К тому же,
во время лечения ему, после очередного укола, явился Свами Прабхупада
и сказал следующее: «Сын мой! Истинно говорю тебе: одной медитацией
- кундалини не поднять, ибо вода закипает лишь над огнем. Так зажги
же огонь страсти у вод муладхары-чакры! Тантра! Се есть путь к сиддхам!»
– проговорил Свами и бросил в Грицко горелым чапати (чапати – индийская
лепешка); на этом видение закончилось (там же, с 50).
После такого «откровения» Грицко отбросил всякий кришнаитский целибат
(да и с кришнаитами сразу порвал; и действительно: на кой ему они,
если сам Прабхупада явился?) и стал искать подругу – шакти, чтоб
заняться тантрой как истинные поклонники Кали - Дурги.
Долго искать ему не пришлось: однажды зайдя в ПуКС («Путь к себе»
- это нью-эйджевский магазин с соответствующей литературой и товарами),
он наткнулся на объявление: «Ищу партнера для занятий тантрой».
Мойша не задумываясь позвонил из ближайшего к магазину телефонного
автомата. В тот же день он и встретился со своей «шакти», которая
в будущем станет его главной помощницей в устройстве секты. Ныне
члены секты называют ее «Богиня Елена». Настоящее же ее имя – Елена
Васильевна Кош. До встречи с Грицко она занималась оккультизмом
– читая Блаватскую, Елену Рерих, Алису Бейли, Олькотта и прочую
подобную литературу, и, по совместительству, зарабатывая на жизнь
гаданием на картах таро и спиритическими сеансами, она достигла
определенных результатов: «Уже тогда я начала слышать голоса», -
пишет она; а чем дальше – тем круче: «Однажды утром я услышала слова
прямо над ухом (над каким ухом Е.В. услышала голос – она не уточняет).
Мне было сказано: «Могу ли говорить с тобой, Елена?», - я ответила
утвердительно.
Верно ли, что Блаватская писала: никогда не пытайтесь поднять кундалини?
– спросил голос.
Нет! – отвечала я, - но только про тантру что-то такое вроде бы
говорила.
Знай же, она специально скрыла это от людей. Занимайся тантрой,
Лена, станешь как боги.
Кто ты? – спросила я.
Владыка Мория, - был мне ответ («Заметки Богини Елены», изд. «Тиля»
2002, с 12).
Как видно, диалог несколько напоминает одну библейскую сцену. «В
тот же день я и встретила Владимира (т.е. Мойшу Грицко – А.Д.)»
(там же, с 12), - пишет она.
Союз двух этих монстров принес свои плоды: взаимно обогатившись
друг от друга «сакральными» знаниями и усиленно практикуя тантру
(«Тантре мы отдавали все свободное время, - пишет Елена Кош, - и
если появлялась хоть минутка свободного времени – мы, не задумываясь,
жертвовали ее этому таинству». Видимо их первый труд «Путь к прозрению»
и писался в перерывах между этими «таинствами», впрочем, брошюрка
получилась действительно таинственная, чего только стоит одна фраза:
«Шестая Раса, ныне уже приходящая на Бхуми (нашу планету они называют
Бхуми – А.Д.) обогатит собой кладези всемирной Культуры, Искусства,
Науки и Религии и вложит в них все свое нутро, пропустив через себя
все то, что было накоплено в человеческой истории от предыдущих
поколений, и преподаст это учение Жизни, закаленное в горниле их
объединенного сознания, ведомого Тонкими Мирами во главе с Им Самим
(т.е. Кришной – Кут-Хуми – А.Д.), как плод совместных усилий с Природой
и Землей-Матушкой». Или еще вот такой «перл»: «Мы знаем, что нет
ничего не познанного, то есть того, что нельзя бы было познать и
расщепить на логические выводы, подобно тому, как все, в конечном
итоге, состоит из молекул». Да… Уж поистине только настоящий «астрально-просвещенный»
может написать такой болезненный бред), они написали свой самый
первый совместный труд – «Путь к Прозрению» (изд. «Тиля», 1996)
(по названию можно предположить, что это книга - пособие для плохо
видящих людей, вроде «Жизни без очков» или «Как улучшить зрение»,
но не так-то все просто). Это – книжечка на 25 листов, наполненная
оккультно-теософско-кундалической кашей, причем безо всякого деления
на главы: все это – один сплошной литературно и исторически безграмотный
текст с невероятными, даже у Е.И.Рерих, невиданными перескоками
с одной темы на другую. Например, мы читаем: «Космические Лучи пронизывают
все сознание терафима без остатка; в случае, когда вы, выпив с утра
чаю, что-то забыли – следует сказать в себе: “Прощаю себе”». Также
в книжке содержатся поистине «бесценные» указания по практике тантры:
«Перед тем, как заняться с партнером самосовершенствованием, не
следует есть слишком много, но и не мало; Владыка Мория советует
не есть перед этим черный хлеб и бобовые супы во избежание появления
газов в кишечнике» («Путь к Прозрению», с. 9). Как мы увидим позже
– тема кишечника пронизывает их творчество насквозь. Но самое интересное,
что последователи секты считают, что такой бессвязный и маразматический
способ повествования открывает у читающего «Космическое Сознание,
сахасрару, аджну и вишуддха чакры и гармонизирует вибрации человека
с Шамбалой; это поначалу ничего не понятно, а как почитаешь подольше
– так такое поймешь, чего и не написано» («Как правильно относится
к учению Владимира Светлова», «Тиля», 2002. Книга принадлежит одной
из ближайших последовательниц Мойши и Елены – Екатерине Добрыниной).
Книга была издана в 1996 году, и издана тиражом 1000 экземпляров
в издательстве «Тиля».
Впрочем, через пять месяцев после издания оба автора отреклись от
своего творения. Объяснения последовали весьма скудные: «Мы видели
только одну грань истинного Кристалла Познания, и лишь спустя время
осознали, что это не вся полнота Его».
Тем не менее, к началу 1997 года основоположники секты уже каждый
день получают какие-то «послания из Миров Огненных» и почти каждый
вечер просматривают астральные планы. Учение о тех мирах, где они
«побывали» было изложено в книге «Ступени Прозрения» (изд. «Тиля»,
1997) (опять – пособие для слепых – А.Д.). Между тем, почти все,
что там написано – позаимствовано из «Розы мира» с незначительными
изменениями.
«В декабре девяносто седьмого года я испытал новое потрясение, -
пишет Грицко, - я наконец-то сделал то, что должен был бы сделать
еще давным-давно. По какому-то нелепому упущению в мои руки не попадалось
раньше главное священное писание христианского мира. Наконец-то
я прочел Евангелие! Это было открытие, перевернувшее все во мне
вверх тормашками» («Дневники», с. 60). Вот так вот, в тридцать два
года Мойша наконец-то прочел Новый Завет. Кто знает, что было бы,
прочти он его на десяток лет раньше… Но, естественно, извращенный
оккультными учениями ум переиначил все написанное в Благой Вести
по-своему, в результате чего получилась новая, совершенно антихристианская
доктрина. С этого времени в книгах и дневниках Мойши, все стало
писаться в подражании библейскому стилю: «И сказал мне Владыка Серапис
(появление в книгах Грицко таких «учителей» как Серапис Бей и Сен-Жермен
показывает, что он успел проникнуться еще одним нью-эйджевским западным
учением - учением «вознесенных владык»): ибо если не есть хорошо,
- значит плохо! Яко тает снег, и льды плавятся, и реки разливаются
подобно Нилу – так и Шамбала внутри вас есть» («Глаз Шишдули», изд.
«Тиля», 1998. Мы не будем приводить цитат из этой книги, а ограничимся
«Дневниками», т.к. стиль, в котором написан «Глаз» крайне сложен
для понимания людей с обычным состоянием сознания). К сожалению,
это лишь испортило и до того исковерканный, корявый язык, на котором
все писалось ранее. Все поставит на свои места, я думаю комментарий
к молитве Отче наш, который дается лишь тем, кто пробыл в секте
достаточно долго.
«Отче наш, иже еси на небесех. Рассмотрим сакральный смысл этой
начальной фразы Молитвы. Отче наш, - что же это значит? Слово Отче
значит От Че, то есть того, кто исходит от Че. Владыка Че явился
в своей последней реинкарнации как революционер и освободитель,
известный на Бхуми как Эрнесто Че Гевара. Кто же исходит от него?
Ответ ясен: это Дух Че. Дух свободы и равенства, посылаемый всем
страждущим и угнетенным. Смотрим далее: иже еси… То есть: и Жееси.
Владычица Жееси является близнецовым пламенем Владыки Че…» («Дневники»,
с. 69)
Далее комментариев, я думаю не надо…
Таким образом, в секте извращено абсолютно все, касающееся христианства.
Ясно, что пользуясь таким методом, товарищ Грицко и его «подруга-шакти»
могут брать любой отрывок из любого священного писания мира, и,
при желании, трактовать его как угодно, пусть даже конечный смысл
будет противоположен тому, что изначально утверждается в нем.
Но спустя некоторое время Грицко понял, что пантеон западных богов
с трудом переносится на постсоветскую почву. Именно тогда ему, по
свидетельству ближайших знакомых, попала в руки новоявленная, в
то время «Книга Велеса» - неоязыческая подделка. Тогда-то он и решил
создавать свой личный, им самим придуманный пантеон славянских богов.
Собственно, делать это было несложно, так как доподлинно доказать,
был ли такой бог у древних славян или нет – невозможно. Но, конечно,
не во всех случаях: например с точностью можно сказать, что такого
бога, как Дед Мазай у славян не было. Впрочем, сектантам не важна
историческая точность – все покрывает медиумический авторитет Грицко.
В 1998 году выходит новая книга этой адской парочки – «Глаз Шишдули»
(наконец-то – после «Путей к Прозрению» и «Ступеней к Прозрению»
они разродились «Глазом», но, как будет видно из дальнейшего – тоже
незрячим). В книге, с кривой попыткой подражания библейскому слогу,
рассказывается о новоявленном пантеоне древних богов, звучат призывы
к возвращению «к национальным корням» и язычеству. Но в «славянском
язычестве», которое предлагает своим последователям Грицко, откуда-то
взялись понятия кармы, сансары, чакр, шамбалы, махатм востока, космического
сознания, кундалини… Эдакая гремучая смесь, «расширяющая сознание».
Но эту книгу, в отличие от предыдущих, пронизывает одна общая идея.
«Эту тайну мне открыл Господь Шива в день первого весеннего новолуния»,
- пишет Грицко. «Тайна», впрочем, действительно оригинальна и отличается,
в отличие от серой нью-эйджевской белиберды, некоторой новизной.
Вся находка Грицко заключается в том, что: «В древности считали,
что для пробуждения скрытых человеческих сил (ясновидения, телепатии,
телекинеза, предсказания будующего, силы исцеления, бессмертия)
следует овладеть силой кундалини – змеиной силы, дремлющей в основании
позвоночника, таящейся в глубине муладхары чакры, и поднять эту
энергию к сахасраре чакре, т.е. к темени. По мере того, как эта
энергия подымается снизу вверх, человек овладевает скрытыми силами;
когда же змея кундалини достигает верхней чакры – человек становится
богочеловеком, сверхчеловеком, гомо супериос. Но древние ошибались
в главном: они позабыли, что человеку надо избавиться от оков, держащих
его в данном грубом, материальном мире. Но энергия кундалини – это
и есть материальное начало в человеке. Развивая это начало, человек,
естественно, овладевает определенной властью над материей, вплоть
до полного управления ей (а мысль, как мы знаем, это тоже – тонкая
материя), но все равно не может вырваться материальных из оков.
Более того, человеку с пробужденной кундалини это сделать почти
невозможно, ибо чем сильнее пробуждать в себе эту силу, тем больше
она овладевает человеческой природой, призванной преодолеть ее»
(там же, с. 76). Таким образом, Грицко утверждает, что то, чем занимались
индийские йоги – не способствует духовному росту, а наоборот порабощает
человека материи (интересно, что сказали бы ему в ответ сами йоги
– А.Д.).
«Печально, что именно пробуждению кундалини и занятиям тантрой мы
с Еленой посвящали столько времени, - пишет он далее, - и я сожалею
об этом. Но я благодарю Богов, что они открыли мне правду, и ныне
мы уже не занимаемся этим разлагающим истинное человеческое естество
лжеучением, данным темными силами чтобы сбить человечество с толку.
Представители Шестой расы сразу раскусили эту уловку темных» (там
же, с. 76). Ну, представители 6-й расы – это, конечно, сами Грицко
и Елена. Ну, уж теперь, подумает читатель, раз с тантрой у основателей
секты покончено – значит разврата в секте не будет. Но не так все
просто: Грицко заявил в июне 2001 года, на одном из собраний секты,
что «если уж кто-то не в силах противиться материальной природе
и не может противостоять плотским соблазнам» – то надо просто «обмануть
природу», то есть: «Не заниматься соитием естественным способом,
а добиваться удовлетворения другими путями, так как обычный секс
– это, пусть примитивное, но все же проявление тантрического искусства,
а значит и оказание некоторого влияния на кундалини». «Лучше сбросить
лишнее напряжение, чем отвлекаться на противоположный пол, и тем
самым еще больше отдаваться в рабство материи (…) лучше обмануть
природу и забыть». Именно так в секте было сделано разрешение на
различные сексуальные извращения. К деторождению в секте соответствующее
отношение – дети «отвлекают человека от преодоления материального
рабства» (видеозапись выступления Грицко; данный материал имеется
в нашем центре).
Какие же пути преодоления материального рабства предлагает нам товарищ
Грицко? Читаем в «Глазе Шишдули» следующее: «Энергия кундалини,
таящаяся в муладхаре чакре (муладхара чакра, согласно восточным
учениям, располагается где-то в пространстве между половыми органами
и анусом) – это и есть материальное начало в человеке. Своего рода
«ошейник», который держит человека в плену материи. Чтобы вырваться
из плена надо «снять» этот ошейник, избавиться от этого груза, который
тянет нас вниз, к земле». Притом, «Выдавить кундалини сквозь муладхара-чакру
не представляется возможным – это ее лоно. Сделать так означало
бы просто убить человека, - считает Мойша, - но и тут можно найти
обманный путь» («Дневники», с. 90).
«Я открыл, что у человека существует еще одна, почти атрофированная
восьмая (курсив Грицко – А.Д.) чакра. Называется она Глаз Шишдули.
Дело в том, что древние волхвы знали об этом, и назвали чакру по
именам двух Богов – Бога Шиша и его близнецового пламени – Богини
Дули. Именно эта пара Богов отвечает за эту чакру. “Не возьмешь
ты нас, материальная природа, - как бы говорили волхвы, - мы от
тебя не зависим – Шиш тебе, да Дуля”. Именно от имен этих двух Божеств
и произошли нынешние выражения. Но, к сожалению, сейчас выражение
«шиш тебе» подменяется на американское «fuck you» - как это печально…
Братья и сестры! Мы забываем то последнее, ценное, что у нас осталось
от мудрого наследия предков!»(там же, с 92)
Вот так вот. По утверждению Грицко – все то, что осталось от ценного
наследия предков – это слова шиш да дуля… Без комментариев.
«Выдавить кундалини представляется возможным лишь через эту, почти
атрофированную чакру. Но это – единственный способ. Глаз Шишдули
– наш путь к спасению. Да помогут нам Шиш и Дуля!»(все члены секты
каждый день, три раза по 108 раз повторяют «мантру»: «ОМ ШИШДУЛЯ
НАМАХ») - гордо звучит призыв основоположника секты.
В чем же заключается практика избавления от кундалини? «На физическом
плане Глазу Шишдули соответствует анальное отверстие», - пишет Мойша.
«Первый шаг избавления от кундалини состоит в развитии чакры, выведения
ее из «спящего состояния», ведь она почти не использовалась человечеством
на протяжении двух с половиной тысячелетий»(Там же, с. 98). Практика
этого «развития спящей чакры» заключается в том, что каждому члену
секты предписывается двухчасовая медитация с визуализацией белого
света в том самом месте, которому соответствует расположение «глаза
шишдули» на физическом плане, и комплекс упражнений на развитие
мышц сфинктера, который тут приводиться не будет. Через некоторое
время практики, когда адепт секты чуть ли не все время начинает
чувствовать белый свет в одном месте, а мышцы сфинктера накачаны
до предела, - начинается второй, самый главный этап избавления от
кундалини.
«Клизма была изобретена еще тогда, когда обезьяна, которая должна
была превратиться в человека разумного, едва встала на ноги» (там
же, с 102), - мудро отмечает Грицко. «Но на физическом плане клизма
никак не может подействовать на тонкую энергию, кроящуюся в муладхаре-чакре,
тем более, когда Глаз Шишдули еще не развит. Но когда первый этап
уже пройден, а Глаз Шишдули пробужден, - вот тогда самое время заняться
«вымыванием» змея кундалини» (там же).
Практика этого «вымывания», «выдавливания» заключается в том, что
вместо визуализации «белого света» адепты делают себе «астральную
клизму», то есть занимаются той же визуализацией, но представляют
уже другое. Высшем же мастерством, как мы предполагаем, наверное,
является такое состояние человека, когда он начинает постоянно чувствовать
в себе эту «астральную клизму». В конце дня, перед сном, каждый
адепт секты должен делать себе клизму настоящую, видимо для того,
чтобы не забыть ощущения, которые надо пытаться чувствовать во время
визуализации.
«Полностью избавиться от кундалини – дело не простое. И процесс
может занимать долгое время; так как Глаз Шишдули слишком долго
«спал», возможно, - говорит Грицко, - это дело не одного поколения»(
видеозапись выступления Грицко; данный материал имеется в нашем
центре). Естественно, новоприбывшим в секту такого не говорится.
Зато сразу даются обещания. Вот текст листовки, которую распространяют
члены секты: «Предлагаем пройти краткий курс для повышения внимания,
преодоления проблем в общении, гармонизации межличностных отношений,
релаксации, улучшения здоровья, оздоровительной гимнастики». Приходящему
новичку говорятся вначале общие фразы, а затем, медленно, но верно,
начинается «промывание мозгов».
Попадают в секту люди всех возрастов. Численность секты – около
пятисот человек в Москве, и трех сотен в Петербурге. Есть ли отделения
в других городах – неизвестно. Но многих захватывает радикальная
новизна идеи избавления от кундалини.
«Это революция в мире йоги, - пишет Грицко, - но совершил ее не
я. Впервые Учение было вверено Владыками Шамбалы в руки Кришны,
когда он был еще обыкновенным человеком, не достигшим самореализации.
Он передал его своим ближайшим ученикам, которые продолжили ветвь
преемственности, своим ученикам и так далее. Учение всегда оставалось
сокрытым от большинства людей, и доверялось лишь избранным. Когда
линия преемственности была прервана, Махатмы вновь возродили его,
передав Гаутаме Будде. И так было всегда – когда нить преемственности
рвалась, или Учение искажалось – Владыки вновь восстанавливали его
в первозданном, изначальном, совершенном виде. Учение знали и практиковали
такие знаменитые личности как Иисус, Чайтанья, Бабаджи, Рамачарка,
Рамакришна, Вивекананда, Лев Толстой, Блаватская, семья Рерихов,
Прабхупада, Пушкин, Кеннеди, Че Гевара, а сейчас практикует и Фидель
Кастро – именно поэтому он так долго живет и остается здоровым.
Сейчас наступает новая Эра Водолея, и это учение – “Новый Завет
Астральной Кундалини Йоги Эры Водолея Шестой Расы Действующих Тетанов
Сознания Кришны-Владыки Кут-Хуми” Владыки Шамбалы доверили мне,
чтоб я открыл его для всех»(«Дневники», с 127).
Алексей Дверкин, 2003-02-06.